Крымский мост: история, строительство, характеристики и значение

Крымский мост: история, строительство, характеристики и значение

Размещено: 22.06.2025, обновлено: 22.06.2025

Крымский мост – не просто транспортный объект, соединяющий Таманский и Керченский полуострова, но и одна из местных достопримечательностей. Его главная особенность – внушительная протяженность, составляющая 19 км.

В статье мы рассмотрим, где находится и как был построен самый длинный мост России, когда открыли Крымский мост, его основные технические характеристики, во сколько обошлось строительство, экономическое и транспортное значение, интересные факты, где находятся смотровые площадки с видом на Крымский мост.

Крымский, или Керченский мост: где находится, назначение

Крымский (Керченский) мост представляет собой транспортный переход между Керченским и Таманским полуостровами. Он проходит через Керченский пролив, Тузлинскую косу и остров Тузла. Мост состоит из двух основных частей – железнодорожных путей и автомобильной дороги.

Крымский мост обеспечивает транспортную связь с Крымом для пассажиров и грузов. Тем самым он стимулирует развитие туризма и оказывает положительное влияние на экономику страны. Помимо этого, Крымский мост считается одной из самых значимых достопримечательностей и символом инженерного мастерства.

История Крымского моста

Железнодорожный мост через Керченский пролив был возведен ещё во времена Великой Отечественной войны. Он начинался в районе поселка Жуковка и протягивался до косы Чушка. В 1945 году мост был разрушен ледоходом. В 1954 году была организована паромная переправа через Керченский пролив.

Торжественное открытие Крымского моста состоялось 15 мая 2018 года. Задача построить мост через пролив была поставлена в 2014 году. Было необходимо, чтобы он обеспечил автомобильное и железнодорожное сообщение. Из множества предложенных проектов был выбран наиболее подходящий вариант. Согласно плану, мост должен был проходить чуть южнее места, где был мост 1944 года постройки.

Как строили Керченский, или Крымский мост

В общей сложности на строительство моста ушло 5 лет. В процессе его возведения были использованы уникальные технологии и привлекались специалисты из самых разных сфер деятельности.

Проектирование и выбор места строительства

Проектная документация на строительство моста была утверждена в августе 2014 года. Место для размещения моста выбирали с учётом гидрологических, геологических, экономических и навигационных факторов. Ключевыми критериями выбора служили благоприятные грунтовые условия и возможность беспрепятственного прохождения судов. Для проведения всестороннего анализа проводились геологические изыскания, экологическая экспертиза и гидрологические исследования.

Технологии и оборудование

Чтобы понять, чем уникален Крымский мост, стоит познакомиться с тем, какие уникальные методы и передовые технологии использовались при его строительстве. Чтобы обеспечить устойчивость моста, на сложных участках были задействованы сваи большого диаметра, в число которых вошли и сваи-оболочки, заполненные бетоном.

В строительстве Крымского моста были использованы следующие технологии:

  1. При возведении железнодорожной части моста использовался метод продольной надвижки. Конструкция собиралась на берегу, а затем устанавливалась на сваи.
  2. Контроль над строительными работами осуществлялся едиными центрами управления.
  3. Безопасность каждой опоры моста обеспечена пятью палами, диаметр которых составляет 12,5 и 18 м.

Привлеченные организации и специалисты

К проектированию Крымского моста привлекался широкий круг экспертов. Заказчиком строительства выступало Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань». В качестве генподрядчика выбрали ООО «Стройгазмонтаж». Проектом управляла организация ООО «Стройгазмонтаж-Мост». Испытания конструкции осуществлялись специалистами Крыловского государственного научного центра. Главный инженер Крымского моста – Александр Владимирович Островский.

Хронология строительства: основные этапы, сроки

Строительный процесс был условно разделен на два больших этапа. Сначала была возведена автомобильная часть, а затем – железнодорожная. Старт работ пришелся на февраль 2016 года.

Этапы строительства автомобильной части:

  • 2016 год – возведение опор;
  • 2017 год – установка рекордного числа опор;
  • 15 мая 2018 года – открытие автомобильной части.

Этапы строительства железнодорожной части:

  • начало 2018 года – возведение свай;
  • 24 марта 2019 года – завершение сборки пролетов;
  • 18 июля 2019 года – окончание процесса укладки рельсов;
  • 18 декабря 2019 года – подписание документов о введении в эксплуатацию.

Открытие движения по мосту

Трафик через Крымский мост пустили в мае 2018 года, когда была официально открыта его автомобильная часть. Железнодорожное движения запустили в декабре 2019 года.

Стоимость строительства Крымского моста

В общей сложности на строительство Керченского моста было потрачено 227,783 млрд руб. Работы осуществлялись за счёт федерального бюджета.

Технические характеристики

Обзор Крымского моста был бы не полным без его технических характеристик. Его пропускная способность составляет 40 000 автомобилей в сутки. Для пассажирских поездов установлено ограничение в 120 км/ч, для грузовых – 90 км/ч. Автомобили могут двигаться со скоростью не более 90 км/ч. В России Крымский мост считается самым протяженным.

Технические характеристики:

  • общая длина – 19 км;
  • ширина проезжей части – 23,1 м;
  • опоры – 595 штук;
  • железнодорожная часть – двухпутная дорога;
  • судоходный габарит: 227 м – ширина, 35 м – высота.

Эксплуатация и обслуживание Керченского моста

Обслуживание Крымского моста включает мероприятия по обеспечению безопасности движения и поддержание инфраструктуры в исправном состоянии. Для этого проводятся разного рода ремонтные работы и предпринимается комплекс мер для охраны моста. Его особый статус требует усиленных мер безопасности. К ним относят обязательный досмотр багажа и транспортных средств по аналогии досмотра в аэропорту.

Экономическое и транспортное значение

Керченский мост имеет важное значение для экономики всей страны и Крыма в частности. Он обеспечивает связь полуострова с материковой частью, что благоприятно влияет на его экономику. Налаженное транспортное сообщение стимулирует приток инвестиций в сельское хозяйство и промышленность региона. Потребность в обслуживании моста, в свою очередь, увеличивает число рабочих мест.

Как добраться до Крымского моста

Чтобы посмотреть Крымский мост, можно воспользоваться любым удобным транспортом, кроме самолета. Ближайшие аэропорты на текущий момент временно закрыты.

Существует несколько вариантов, как добраться до Крымского моста:

  1. На поезде можно добраться из разных городов России. Например, из Москвы до Крымского моста курсирует поезд «Таврия».
  2. На автомобиле путь будет пролегать по федеральной трассе М-4 «Дон». После Краснодара можно переместиться на платную трассу А-289 или бесплатную дорогу, проходящую через Славянск-на-Кубани.
  3. Прямые автобусы ходят в Крым из большинства крупных городов.

Смотровые площадки с видом на Крымский мост

Чтобы увидеть со стороны, как выглядит Крымский мост, можно посетить смотровые площадки.

Откуда можно увидеть Крымский мост:

  • смотровая площадка на горе Митридат (Керчь);
  • мыс Змеиный (Керчь);
  • этнографический музей «Атамань»;
  • смотровая площадка на косе Тузла.

Крымский, или Керченский мост: интересные факты

Крымский мост – уникальное инженерное сооружение, с которым связано немало интересных фактов.

Особенности Крымского моста:

  1. Мост сконструирован с оглядкой на сейсмологическую активность региона. Он способен вынести землетрясение в 9 баллов. Мост оборудован 760 антисейсмическими устройствами.
  2. Арки моста оснащены осветительной системой, благодаря чему мост может менять оттенки подсветки. Иногда на нем появляется российский триколор.
  3. Крымский мост установил рекорд по автомобильному трафику. За сутки по нему поехало более 36 000 машин.
  4. Над судоходным каналом моста находится две арки, каждая из которых превышает 5 тонн по весу.
  5. Гарантийный срок службы моста составляет 100 лет.

Крымский мост – один из важнейших транспортных объектов и значимая достопримечательность Крыма. Он вносит серьезный вклад в развитие экономики региона и обеспечивает стабильный транспортный поток.